Есть на земле места, где история тесно сплела века и события. Одно из таких мест — Малахов курган в Севастополе, известность которого шагнула далеко за пределы бывшего Союза.
Расположенный в юго-западной части Корабельной стороны, курган на 97 метров возвышается над уровнем моря. Дважды эта высота становилась ареной ожесточённых боёв: в годы Крымской войны и в Великую Отечественную. Впервые её название — Малахов курган — появилось на генеральном плане города 1851 года (РГА ВМФ, ф. 326, оп. 1, д. 13323). Существовал ряд версий и легенд о возникновении этого топонима. Документы, хранящиеся в Российском государственном архиве военно-морского флота в Санкт-Петербурге и обнаруженные автором этих строк, позволяют утверждать, что курган назвали по имени Михаила Михайловича Малахова.
Начав службу в 1789 году в Херсоне кают-юнгой на одном из судов Черноморского флота, он навсегда связал свою жизнь с морем. Был боцманом, шкипером, такелажмейстером. Получив в 1827 году за «усердную службу» чин капитана, был переведён в Севастополь, где стал командовать ротой 18-го рабочего экипажа. Поселился М.М. Малахов на Корабельной стороне. Среди нижних чинов и бедноты капитан Малахов пользовался авторитетом за честность и справедливость. В дом его, находившийся вблизи кургана, шли с просьбами, спорными вопросами. И вскоре фамилия капитана и высота на Корабельной слились для горожан воедино, а курган стал называться Малаховым. В 1830 году капитан Малахов был замешан в событиях «чумного бунта», но сильно не пострадал, его уволили со службы тем же «капитанским чином».
У М.М. Малахова было двое сыновей и шесть дочерей. Сыновья тоже стали моряками. Старший, Афанасий, в 1836 году, в год смерти отца, был зачислен в штурманскую роту. Позднее вместе с братом начал службу и младший сын Малахова — Илья. Они участвовали в обороне Севастополя 1854-1855 годов. Афанасий сражался на пятом бастионе, получил ранение и скончался в марте 1855 года. Илья Малахов находился рядом с братом — на шестом бастионе. Они оба за оборону награждены орденом Св. Анны III степени с бантом. После Крымской войны стал проявляться широкий интерес ко всему, что связано с Севастополем, с историей названия кургана. Служивший в Николаеве Илья Малахов опубликовал в «Николаевском вестнике», «Кронштадтском вестнике» статьи, в которых рассказывал о жизни отца и объяснял так происхождение названия кургана: «Обитатели Корабельной стороны и назвали этот курган как место ежедневного посещения моего батюшки, по фамилии его — Малаховым…». Городские власти пытались несколько раз переименовать курган, но жители города продолжали называть его Малаховым. Это народное название сохранилось до наших дней.
В 1856 году титула герцога Малаховского удостоили французского маршала Пелисье, главнокомандующего французской армией в Крыму в 1855-1856 годах, рядом с Парижем появился город Малакофф, а в Германии в городе Майнце имеется форт
Малахов. Мне довелось там побывать, в нём живёт художник и расположена небольшая картинная галерея.
Во время Крымской войны на Малаховом кургане построили главный бастион Корабельной стороны, входивший в IV дистанцию оборонительной линии, которой до 7 марта 1855 года командовал контр-адмирал В.И. Истомин, затем капитан 1 ранга Н.Ф. Юрковский. Он получил смертельное ранение 5 июня 1855 года, а командиром дистанции стал капитан 1 ранга, командир 44-го флотского экипажа Ф.С. Керн — родственник Анны Керн, которой А.С. Пушкин посвятил свои бессмертные строки.
В конце обороны на Малаховом кургане имелось девять батарей с 76 орудиями разных калибров.
В июне 1855 года на Корниловском бастионе велись и подземно-минные работы. Руководил ими штабс-капитан Симбирского полка Х.Я. фон Клуген. При раскопках рва перед оборонительной башней, которые проводились в 1974-1976 годах, автору этих строк удалось обнаружить вход в подземно-минные галереи и кирку. О контрминных работах впереди бастиона напоминает небольшая диорама в оборонительной башне.
Курган стал Голгофой для руководителей севастопольской обороны вице-адмирала В.А. Корнилова и адмирала П.С. Нахимова. На месте смертельного ранения Корнилова установлен величественный монумент.
28 июня 1855 года защитники города понесли невосполнимую утрату — на Корниловском бастионе был смертельно ранен адмирал Нахимов. В тот роковой для севастопольцев день он прибыл на курган. У оборонительной башни перед иконой, присланной императрицей Александрой Фёдоровной, шла служба в канун дня Святых Апостолов Петра и Павла. Нахимов взял у сигнальщика трубу и стал осматривать французские позиции, находившиеся на расстоянии 235 метров от бастиона. Его чёрный сюртук с золотыми эполетами резко выделялся на фоне кургана. Несколько неприятельских пуль ударили рядом в бруствер. «Они сегодня довольно метко целят», — заметил адмирал. В этот миг штуцерная пуля попала ему в левый весок. В блиндаже Ф.С. Керна Прасковья Ивановна Графова наложила ему повязку, затем Нахимова доставили в Аполлонову балку, откуда переправили в госпиталь на территорию четвёртой батареи, где он скончался. К 50-летию обороны 1854-1855 годов на месте смертельного ранения адмирала слева от оборони тельной башни открыли мемориальную плиту, утраченную в годы Великой Отечественной. В 1957 году на Корниловском бастионе
по проекту архитектора А.Л. Шеффера соорудили небольшой гранитный памятник с надписью: «Здесь, на бастионе Малахова кургана, 28 июня 1855 года смертельно ранен адмирал Павел Степанович Нахимов». К 1905 году на Малаховом кургане построили мемориальные стенки из крымбальского камня на местах бывших батарей: 17 (Сенявина); 18 (Панфирова); 28 (Станиславского); 44 (Житкова); 74 (Емельянова); 84 (Никифорова), №127; батареям на гласисе и противо-штурмовой.
В 1958 году возле оборонительной башни, где в период первой обороны стояли батареи, установили орудия того времени. Застыли в едином строю старинные пушки и «единороги». На месте противоштурмовой батареи первая слева от башни — 36-фунтовая корабельная пушка образца 1803 года. Её отлили в 1808 году. Весит ствол орудия, без станка, около 2950 кг. А рядом однопудовый крепостной «единорог» образца 1838 года. Вес ствола также около трёх тонн. Орудия «единорог» приняли на вооружение в России в 1758 году. Название им дало изображение мифического зверя, которое выбивалось на стволах орудий. Оно взято с герба графа П.И. Шувалова, в то время начальника оружейной канцелярии. Изобрели орудия талантливые русские мастера артиллерийских дел М.В. Данилов и С.А. Мартынов. Почти все орудия, установленные на кургане, доставили с территории Морского завода, где их использовали как кнехты. А одно из них обнаружили на Малаховом кургане, на месте бывшей батареи №17 Сергея Сергеевича Сенявина. Это 36-фунтовая пушка, вес её 2754 кг. Не удивляйтесь такой точности. В срезах цапф-выступов в средней части ствола, на которых она установлена на металлическом станке, артиллерийские мастера выбили номер орудия — 30328, цифры и буквы, что отлили пушку в 1848 году на Александровском заводе, весит она 168,5 пуда. Увековечили в металле и фамилию начальника завода — Бутенева. На стволе — чугунная доска с надписью: «Пушка найдена в 1955 г. на Малаховом кургане при производстве земляных работ».
В годы Великой Отечественной войны прославленный курган, как опытный воин, как испытанный боец, вновь занял своё место в строю. Осенью 1941 года на
его вершине установили два 130-миллиметровых орудия с поврежденного эсминца «Совершенный». Командовал батареей, получившей №111 (затем № 701), капитан-лейтенант А.П. Матюхин. Севастопольцы называли её батареей «Малахов курган». Лицом к врагу, как много лет назад, курган и его защитники — «матюхинцы» оказались в ночь с 29 на 30 июня 1942 года, когда гитлеровцы, форсировав Севастопольскую бухту, бросили против батареи, вставшей на их пути, превосходящие силы, поддержанные танками. Когда кончились патроны, гранаты и отбиваться стало нечем, несколько десятков защитников кургана 1 июля с тяжело раненным А.П. Матюхиным с боем прорвались в район 35-й береговой батареи.
В ноябре 1958 года на Малаховом кургане установили два 130-мм орудия эскадренного миноносца «Бойкий». Морские пушки с «Совершенного», к сожалению, сохранить не смогли. В орудийных двориках, у складов боеприпасов и у входа на командный пункт укрепили чугунные мемориальные плиты в память о защитниках батареи «Малахов курган».
Весной 1956 года моряки и жители Корабельной стороны заложили мемориальный парк. Его главную аллею назвали Аллеей Дружбы. На ней посадили деревья многие известные политики, военачальники: Н.С. Хрущёв, А.И. Микоян, К.Е. Ворошилов, Тодор Живков, Георгиу Деж, Морис Торез, Хо Ши Мин, А.И. Покрышкин, первый космонавт планеты Ю.А. Гагарин, лётчики-космонавты Г.С. Титов, А.Г Николаев, П.Р. Попович, В.М. Жолобов… 27 апреля 2001 года в парке кургана посадил крымскую липу мэр Москвы Ю.М. Лужков.
Посредине Аллеи Дружбы за ажурной оградой растёт старое миндальное дерево-ветеран. На табличке надпись: «Одно из немногих деревьев, сохранившихся на кургане в годы Великой Отечественной войны».
Вблизи от дерева на гранитном постаменте установлена бронзовая рельефная карта оборонительных укреплений Малахова кургана периода Крымской войны (автор — А.Л. Шеффер).
Сегодня Малахов курган — комплексный мемориальный памятник национального значения, в который входит двадцать один памятник и мемориальных обозначений.
0 Комментариев
Добавить комментарий