Важнейшей архитектурной доминантой центральной части Севастополя является Графская пристань. Формируя морской фасад города, пристань является его своеобразной визитной карточкой. С этим памятником связана вся история Севастополя.
Пристань была заложена 3 (14) июня 1783 года в числе первых четырех каменных строений города. Сооружена по свидетельству Д.Н.Сенявина «с небольшим в месяц». В 1787 году к приезду Екатерины II пристань благоустроили и официально назвали Екатерининской. Однако это название не прижилось среди жителей города и моряков. Утвердившееся в дальнейшем название «Графская» ведет начало от командующего Севастопольской эскадрой в 1786-1790 годах графа М.И.Войновича, имевшего обыкновение садиться в шлюпку у этой пристани.
Позднее адмирал М.П.Лазарев, главный командир Черноморского флота и портов, военный губернатор Николаева и Севастополя в 1834-1851, написал в Петербург: «Граф Войнович никогда не заслуживал, чтобы великолепная эта пристань называлась его именем, а дали ей это название просто, без всякого намерения».
По инициативе М.П.Лазарева в середине 30-х годов 19 века пристань удлинили, построили северную террасу, караульный домик — «каменный домик с одною чистою меблированной комнатой для проезжающих» и устройство для въезда подвод.
В 1837 году М.П.Лазарев решил завершить благоустройство Графской пристани, для чего нужно было удлинить набережную пристани к югу, устроить южную террасу с караульным домиком. Предполагалось также соорудить колоннаду, необходимость строительства которой Лазарев мотивировал желанием прикрыть с рейда беспорядочно разбросанные на площади возле Графской пристани старые здания артиллерийского ведомства и землянки на городском холме и «чтобы сверх того колоннада эта служила украшением для города и как бы заставой с северной его стороны».
В 1838 году в письме к начальнику Главного Морского штаба генерал-адъютанту, адмиралу А.С.Меншикову Лазарев отмечал «Графскую пристань необходимо нужно увеличить, как равно и построить другой домик. И мне кажется, что предполагаемая при оной крытая колоннада сделает чрезвычайно хороший вид с рейда, а вместе с тем прикроет голую и неправильную площадь, на которой разбросаны безобразные строения по произволу».
Автором проекта благоустройства пристани стал военный инженер Джон Уптон, англичанин на русской службе, в 1833-1849 годах инженер-майор, подполковник и полковник Морской строительной части. В Севастополе Д.Уптон проектировал и строил сухие доки, водопровод, проектировал сооружения адмиралтейства — набережные, пристани, магазины (склады). Уптон провел изыскания и выполнил проект планировки центральной части города.
Проект благоустройства пристани Д.Уптона, составленный в 1837 году, был представлен на утверждение императора Николая I. 9 марта 1838 года Николай I утвердил проект «за исключением колоннады, которая вовсе отменена». Однако М.П.Лазарев, не оставляя надежды воплотить задуманный проект полностью, неоднократно возвращался к вопросу строительства колоннады.
Разрешение было получено в 1844 году. В декабре 1844 года Лазарев писал: «В будущем лете начнется наверху пристани постройка колоннады, что много прибавит к ее великолепию». В 1846 году элегантная колоннада украсила город.
Решенная в романтическом стиле с подражанием античной классике архитектура пристани торжественна и величава. От пристани широкая лестница, обрамленная по сторонам парапетами, ведет к сооруженной из инкерманского камня колоннаде. Два ряда дорических колонн (по шесть в каждом ряду) поддерживают строгий классически оформленный фриз, над которым проходит карниз с невысоким парапетом. Его украшает более высокий парапет (аттик) с датой постройки — «1846». Высота колоннады — 6,5 м, длина — 18,2, ширина — 2,8 м. Колоннада фланкирована массивными пилонами, в нишах которых были установлены четыре мраморные статуи работы Ф.Пелличио (две из них утрачены).
0 Комментариев
Добавить комментарий